• 68-7
  • 68-6
  • 68-5
  • 92
  • 93

Научно-исследовательская деятельность

Педагогический коллектив лицея работает над методической темой: «Развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях реализации ФГОС».

Целью научно-методической работы является повышение уровня профессиональных компетенций учителя и педагогического мастерства в условиях реализации ФГОС для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся, организации творческого партнерства, создания атмосферы научного поиска, формирования готовности учащихся к исследовательской и проектной деятельности, успешной социальной адаптации.

Педагогический коллектив лицея решает следующие задачи научно-методической работы:

1.Совершенствовать содержание образования в лицее в связи с реализацией основных положений Концепции ФГОС: вести работу по формированию ключевых компетенций; работать над формированием и развитием личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий – основы образовательного и воспитательного процесса;

2. Изучить требования к образованию и использовать новые подходы в работе предметных кафедр:

- разработать образовательную программу основного общего образования;

- создать рабочие программы по учебным предметам;

- изучить вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования;

-достичь личностных, предметных, метапредметных результатов изучения учебного предмета;

- увеличить количество и качество выполнения научно-исследовательских работ;

- добиться качественного участия во Всероссийской олимпиаде школьников.

3. Изучить и внедрить образовательные технологии, использовать возможности Интернет-ресурсов, компьютерных классов для повышения качества образовательного процесса.

4. Развивать у учащихся способность к самооценке и рефлексии собственной учебной деятельности; осуществить переход к оценке личных достижений учащихся с помощью электронного дневника и портфолио достижений.

5.Стимулировать повышение научно-теоретического, научно-методического уровня педагогов, овладение ими современными образовательными технологиями.

6.Продолжить работу по созданию системы профильного обучения в лицее.

Для решения поставленных задач по организации воспитания и обучения были созданы следующие условия:

1. Составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам и обеспечить соответствующий стандартам образования уровень обучения.

2. Создана структура методической службы в лицее. В состав НМС включены научные руководители, д.п.н., профессора БГПУ им. М.Акмуллы В.Э.Штейнберг и Л.М.Кашапова.

3. Разработаны и утверждены рабочие программы по учебным предметам и программы внеурочной деятельности учителями начальных классов по ФГОС; рабочие программы по учебным предметам в 5-11 классах по ФК ГОС.

          4. Ведётся  работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни.

5.Ведётся целенаправленная работа по улучшению материально-технической базы кабинетов, по повышению информационно-коммуникативной культуры педагогов.

В связи с вышеназванной целью и задачами особую актуальность приобретает научно-методическая работа, которая способствует развитию профессиональной компетентности учителя, его подготовке к педагогической деятельности в новых условиях. Методическая работа построена на основе Программы развития Лицея, осуществляется по плану, который составляется на учебный год и является частью плана учебно-воспитательной работы лицея.

Программа развития МБОУ "Лицей №68" на 2015 - 2020 гг. ориентирована на создание и реализацию такой модели образовательного процесса, при которой обеспечивалась бы положительная динамика качества и доступности образования для всех категорий учащихся. Одним из важнейших ресурсов улучшения качества образования является согласованность интересов основных участников образовательных отношений: учащихся, родителей, педагогов и администрации лицея.  

Инструментом такого согласования выступает новая информационно-образовательная среда образовательной организации. Под информационно-образовательной средой понимаются общепринятые, разделяемые большинством ценности, нормы, образцы деятельности, совокупность которых определяет индивидуальность образовательной организации.  

Развитая, адекватная современным условиям информационно-образовательная среда является важным фактором доступности и качества предоставляемого школой образования и в то же время:  обеспечивает             согласование интересов       основных        участников образовательных отношений;  определяет комфортный психологический климат;  мотивирует школьный коллектив к достижению высоких результатов образовательного процесса, в значительной степени определяя выбор адекватных педагогических технологий;  является основой формирования имиджа образовательной организации и повышения ее конкурентоспособности;  определяет эффективность адаптации к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. 

Миссия лицея, зафиксированная в Программе развития, звучит так:

«Формирование высоконравственной интеллектуальной творческой личности в условиях гуманизации образования, обладающей ключевыми компетентностями, обеспечивающими её успешную социализацию в динамичном информационном обществе, способность к самообразованию и саморазвитию».

Это реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс современных методик обучения, воспитания и диагностики уровня усвоения знаний, навыков, компетенций.

Дифференцированный, личностно-ориентированный, деятельностный подход реализуется не только в образовательной деятельности в целом, но и в создании для учащихся ситуации выбора направления в обучении: введение ранней профилизации (предпрофильной подготовки) с 5 класса, профильное обучение в соответствии с социальным заказом (физико-математический, социально-гуманитарный, естественнонаучный профили).

В качестве общей цели Программы развития лицея выдвигается следующая:

«Создание новой модели образования, основанной на компетентностном подходе, призванной удовлетворить заказ общества, учащихся и их родителей по максимальному обеспечению индивидуальной образовательной траектории каждого ученика».

Обеспечение качественного образования каждого ученика в новой образовательной модели образования осуществляется путем:

ориентации содержания на приобретение учащимися ключевых компетентностей, особенно учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, навыков самоопределения и решения проблем;

построения образовательной деятельности, в центре которого находятся интересы ребёнка, используются методы и технологии обучения, стимулирующие мотивацию непрерывного образования и личную ответственность ученика за результаты обучения;

создания здоровьесберегающей среды;

создания механизма развития адаптационных возможностей учащихся через развитие у них восприятия определенной действительности для успешного социального самоопределения.

На основании цели Программы развития, сформулируем основные задачи ее успешной реализации:

Создание модели компетентностного обучения, разработка программ элективных и специальных курсов для всех ступеней обучения.

Повышение профессиональной и личностной компетентности учителя.

Обеспечение развития лицея в соответствии с задачами модернизации образования (переход к новым образовательным стандартам, профильное обучение, переход на финансово-хозяйственную самостоятельность).

Продолжение на новом уровне реализации проектов развития по сбережению здоровья педагогов и учащихся, информатизации лицея.

Обеспечение качественно нового уровня взаимодействия с родителями.

Содействие реализации программы по гражданскому воспитанию, а также других программ и проектов, направленных на эффективное решение современных социально-педагогических проблем.

На основании миссии лицея, общей цели выделяются следующие направления деятельности:

1) Совершенствование учебно-воспитательного процесса;

2) Совершенствование технологий обучения;

3) Совершенствование оценочной деятельности;

4) Межпредметная деятельность;

5) Методическая работа;

6) Модернизация уклада жизни лицея;

7) Совершенствование образовательной среды лицея.

Исходя из сформулированной миссии, расширяются группы задач, связанные с дальнейшим развитием лицея.

1. Формирование физически здоровой личности;

2.  Развитие творческих способностей  учащихся;

3. Развитие творчески работающего коллектива учителей-единомышленников;

4. Оптимальная организация УВП;

5. Совершенствование воспитательной работы;

6. Совершенствование системы управления лицеем.

В Лицее создана и успешно работает методическая служба, которая является совокупностью различных структур и видов деятельности, направленных на удовлетворение и развитие профессиональных потребностей. В функции НМС входит организация и координация научно-исследовательской и экспериментальной работы, а в его составе представлены учёные.

Состоялись 5 заседаний НМС, где рассматривались следующие вопросы:

1.Утверждение планов работы (предметных кафедр, научно-экспериментальной деятельности, работы с одарёнными детьми, организации предпрофильной подготовки и профильного обучения); утверждение состава НМС, назначение руководителей предметных кафедр, сроки проведения предметных декад; согласование рабочих программ по учебным предметам и внеурочной деятельности.

2.Организация работы с одарёнными детьми: участие во Всероссийской олимпиаде школьников, подготовка к участию в НПК, конкурсах, дистанционных олимпиадах, создание групп одарённых детей в рамках кластерной площадки, сотрудничество с ДОУ; организация профильного обучения: анализ проведения элективных курсов в профильных классах.

3.Итоги экспериментальной работы в 1-ом полугодии, сотрудничество с вузами города, организация мониторинга успеваемости и подготовки к ЕГЭ учащихся, качество проведения дополнительных образовательных услуг.

4.Анализ условий и ресурсного обеспечения реализации образовательной программы НОО в соответствии с требованиями ФГОС, подготовка к введению ФГОС ООО; подготовка к ЕГЭ и ЕМЭ, эффективность профессионального роста учителя.

 

В целях эффективной организации научно-методической работы в лицее созданы 8 предметных кафедр: башкирского языка, начального образования, естественного цикла, общественных дисциплин, филологии, иностранных языков, эстетического и спортивно-оздоровительного цикла. Предметная кафедра – это коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации, методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.

Возглавляет кафедру председатель, назначаемый директором лицея из числа наиболее опытных педагогов. Работа проводится в соответствии с планом работы, который составляется председателем, рассматривается на заседании кафедры, согласовывается с заместителем директора по НМР и утверждается директором лицея. Заседания кафедр проводятся 5 раз в год: в начале года, после I, II, III четверти и в конце года. График проведения предметных декад утверждается в начале учебного года. По каждому из обсуждаемых вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколах. В конце учебного года зам. директора анализирует работу кафедры, принимает на хранение (в течение 3-х лет) план работы, протоколы, отчёт о проделанной работе.

Каждая предметная кафедра имеет методическую папку, в которой собрана необходимая документация: диагностическая карта, темы самообразования, график проведения предметных декад, график проведения контрольных и срезовых работ, план работы на год. На заседаниях кафедр рассматриваются следующие темы: составление программ элективных курсов и курсов по выбору; выступления по темам самообразования; исследовательская и проектная деятельность; использование учебников, утверждённых/допущенных Министерством образования РФ; пополнение банка данных для работы со слабоуспевающими детьми.