
Методическая и инновационная деятельность
Содержание деятельности методической службы определяется в соответствии с целями и задачами развития системы образования МБОУ «Лицей № 68» и характером планируемых изменений, новаций.
Тема методической работы «Развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях реализации ФГОС».
Целью методической работы является повышение уровня профессиональных компетенций учителя и педагогического мастерства в условиях реализации ФГОС для сохранения стабильно положительных результатов в обучении и воспитании учащихся, организации творческого партнерства, создания атмосферы научного поиска, формирования готовности учащихся к исследовательской и проектной деятельности, успешной социальной адаптации.
В 2017-2018 учебном году педагогический коллектив лицея решал следующие задачи научно-методической работы:
1.Совершенствовать содержание образования в лицее в связи с реализацией основных положений ФГОС:
- вести работу по формированию ключевых компетенций; работать над формированием и развитием личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий – основы образовательного и воспитательного процесса;
- продолжить изучение и внедрение современных образовательных технологий, использовать возможности Интернет-ресурсов, компьютерных классов для повышения качества образовательной деятельности.
- развивать у учащихся способность к самооценке и рефлексии собственной учебной деятельности;
- осуществить переход к оценке личных достижений учащихся с помощью электронного дневника и портфолио достижений.
2. Изучить требования к образованию и использовать новые подходы в работе предметных кафедр:
- разработать рабочие программы по учебным предметам и внеурочной деятельности при получении основного общего образования в соответствие с ФГОС;
- увеличить количество и качество выполнения научно-исследовательских работ;
- добиваться результативного участия педагогов в городских конкурсах методических разработок по предметам
3. Активизировать работу творческой группы по направлению:
- сформировать банк данных «одаренных детей» с целью планомерной работы, составить отчет-анализ результативности участия в олимпиадах, турнирах и конкурсах, НПК, добиваться результативного участия во Всероссийской олимпиаде школьников, НПК, конкурсах
- совершенствовать формы и методы работы с одаренными учащимися через экспериментальную деятельность в рамках сетевой экспериментальной площадки по теме: «Применение информационных технологий в психолого-педагогическом сопровождении развития способностей и одарённости обучающихся в образовательном комплексе «детский сад-лицей».
4. Руководителям кафедр организовать мероприятия по подготовке одаренных учащихся к олимпиадам и конкурсам, взять на контроль результативность участия учащихся в очных и дистанционных олимпиадах и конкурсах и НПК.
5. Психологической службе лицея продолжить работу по выявлению «одаренных детей», психолого-педагогическое сопровождение «одаренных детей».
6. Классным руководителям вести работу по формированию портфолио учащегося.
7. Продолжить работу по созданию системы профильного обучения в лицее.
Для решения поставленных задач по организации воспитания и обучения были созданы следующие условия:
1. Составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам и обеспечить соответствующий стандартам образования уровень обучения.
2. Создана структура методической службы в лицее. В состав методического совета включён научный руководитель, д.п.н., профессор БГПУ им. М.Акмуллы Л.М. Кашапова.
3. Утверждены рабочие программы по учебным предметам и программы внеурочной деятельности учителями 1-4 классов по ФГОС НОО и учителями 5-7 классов по ФГОС ООО.
4. Ведётся работа по обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни.
5.Ведётся целенаправленная работа по улучшению материально-технической базы кабинетов, по повышению информационно-коммуникативной культуры педагогов.
В соответствии с данной целью и задачами, особую актуальность приобретает научно-методическая работа, которая способствует развитию профессиональной компетентности учителя, его подготовке к педагогической деятельности в новых условиях. Методическая работа построена на основе Программы развития лицея, осуществляется по плану, который составляется на учебный год и является частью плана учебно-воспитательной работы лицея.
В январе 2015 года принята Программа развития МБОУ «Лицей № 68» на 2015-2020 гг.
Для реализации Программы развития определены основные направления в форме следующих подпрограмм: «Информатизация лицея», «Одаренные дети», «Кадровый потенциал», «Совершенствование предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся», «Оздоровление и пропаганда здорового образа жизни».
Целью информатизации системы образования лицея является создание условий для реализации образовательных и творческих возможностей обучающихся и педагогических работников образовательного учреждения, связанных с доступом к современным образовательным ресурсам.
По направлению «Информатизация лицея» сделано следующее:
1.Организованы курсы повышения квалификации на базе МБОУ «Лицей №68» для повышения ИКТ-компетентности учителей: сайтостроение, работа с интерактивными досками.
2. В обучении учащихся и повышении квалификации педагогических работников используется дистанционное обучение как важнейший компонент складывающейся системы открытого образования.
3.Продолжается оснащение МБОУ «Лицей № 68» средствами информатизации, модернизация имеющейся компьютерной техники.
4.Расширяется медиатека, приобретение и создание электронных учебных материалов.
5.Освоение и применение в образовательной деятельности новых современных информационных технологий (ЯКласс, Учи.ру и тд.).
Целью программы «Одарённые дети» является обеспечение планомерности и систематичности процесса выявления и развития детской одаренности.
По направлению «Одаренные дети» сделано следующее:
1.Открытие инновационной площадки по теме «Использование возможностей ИКТ для выявления и развития способностей и одарённости детей в комплексе «детский сад – школа».
2.Использование возможностей инновационной площадки для пополнения банка одарённых детей с 1 по 8 класс, выбор валидных методик для выявления одарённости с использованием возможностей ИКТ.
3.Обеспечение условий для самореализации способностей одаренных детей: проведение Фестиваля песни и танца, Дня науки и культуры, Международного дня родного языка, Малых олимпийских игр для спортивно одарённых детей.
4.Использование дистанционных программ «Учи.ru», «ЯКласс», «VOTUM» для опережающего овладения программой интеллектуально одарёнными детьми.
5.Поощрение учащихся с разными видами одарённости и детей, обучающихся в дополнительных образовательных учреждениях: создание банка данных, доведение результатов до широкого круга участников образовательных отношений, награждение фирменными грамотами МБОУ «Лицей № 68».
Цель программы «Кадровый потенциал» – создание в лицее творческой среды, формирующей условия для профессионального и личностного роста учителей, формирование ответственности педагогов за результаты педагогической деятельности.
По направлению «Кадровый потенциал» сделано следующее:
1.Организация педсоветов, конференций, семинаров, педагогических чтений, консультаций, направленных на формирование осознания педагогическим коллективом стратегии развития и функций современной школы, роли учителя в совершенствовании системы деятельности лицея, ответственности за конечные результаты педагогического труда, повышения уровня профессиональных компетенций.
2.Внедрение системы мер по повышению профессионального уровня учителей: создание индивидуальных перспективных планов-траекторий повышения квалификации для каждого педагога, модернизация системы методического обеспечения образовательного процесса, ликвидация оторванности форм и содержания методической деятельности от запросов образовательной практики.
3.Создание условий для совершенствования педагогического мастерства педагогов, использования современных педагогических технологий, разнообразных форм и методов обучения и воспитания;
4.Совершенствование деятельности по внедрению системы морального и материального стимулирования труда учителей с целью всемерного поддержания профессионального роста и творческой инициативы работников; совершенствование условий труда учителей.
5.Совершенствование сайта образовательного учреждения в направлении отражения и информированности общественности об индивидуальных успехах и достижениях педагогических работников.
Цель подпрограммы «Совершенствование предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся» - осуществление специальной подготовки выпускников путем реализации в рамках учебного плана ранней профилизации и предпрофильной подготовки.
Для осуществления предпрофильной подготовки учащихся существуют необходимые условия: наличие квалифицированных педагогических кадров, имеющих опыт инновационной деятельности; наличие материально-технического, учебно-методического обеспечения инновационных процессов; наличие определенной системы работы с одаренными детьми, совершенствование научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, их участие в различного рода муниципальных, региональных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах; широкое использование дистанционных форм обучения, дистанционных олимпиад, конкурсов, проектов, акций и др.; освоение педагогами на протяжении ряда лет современных педагогических технологий; применение педагогами на уроках и во внеклассной работе активных форм познавательной деятельности школьников.
По направлению «Совершенствование предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся» сделано следующее:
1.Вступление в Ассоциацию «Союза машиностроителей России», успешное участие в научно-практических конференциях инженерно-технического направления.
2.Использование возможностей построения школьниками индивидуальных образовательных программ (обучение в классах НОО с применением технологии «1:1», раннее изучение предметов естественно-научного направления).
3.Создание для учащихся ситуации выбора направления в обучении (внеурочная деятельность, программы платных дополнительных услуг, элективных учебных предметов).
4.Обучение в соответствии с социальным заказом (на основе анкетирования учащихся при приёме в 10 класс и выбора элективных учебных предметов).
Цель программы «Оздоровление и пропаганда здорового образа жизни» - создание условий, позволяющих воспитать потребность в принятии здорового образа жизни.
Для реализации подпрограммы проводятся оздоровительные мероприятия в режиме учебного времени, внеурочные спортивные мероприятия, внеклассная воспитательная работа, психологическая помощь, лечебно- профилактические и оздоровительные мероприятия, работа с родителями.
По направлению «Оздоровление и пропаганда здорового образа жизни» сделано следующее:
1.Увеличение числа детей, занятых в спортивных секциях.
2.Мониторинг пропуска уроков с последующим анализом причины пропуска, работа с родителями в данном направлении.
3.Отсутствие увеличения детей с нарушением осанки и зрения, использование возможностей тренажёрного зала.
4.Сформированность у обучающихся и их родителей необходимого уровня грамотности по вопросам здорового образа жизни (тестирование, анкетирование).
5.Коррекционная работа психолога, использование возможностей сенсорной комнаты, тренинги.
В 2017-2018 учебном году на базе МБОУ «Лицей № 68» инновационная работа велась в следующих направлениях:
В 2017-2018 учебном году на базе МБОУ «Лицей № 68» инновационная работа велась в следующих направлениях:
Инновационные площадки
№ п/п |
Тема |
Срок деятельности площадки |
Научное руководство |
Научный руководитель |
1 |
«Мобильное обучение как средство формирования ИКТ - компетентности учащихся начальной школы» |
2018-2021 гг. |
ИРО РБ |
Ижбулатова Э.А., зав. кафедрой педагогики ИРО РБ, Амирова Л.Ш.-ст. преподаватель ИРО РБ |
2 |
«Использование потенциала ИКТ в психолого – педагогическом сопровождении развития способностей и одарённости обучающихся в образовательном комплексе «детский сад – лицей» |
2017-2020 гг. |
БГПУ им. М. Акмуллы |
Кашапова Л.М., д.п.н., профессор БГПУ им. М. Акмуллы |
3 |
Ассоциированная школа «Союза машиностроителей России» |
с 2017 г. |
«Союз машиностроителей» |
Валькова Г.А. |
Участие МБОУ «Лицей №68» в профессиональных конкурсах
Название профессионального конкурса |
Дата проведения |
Результат |
Конкурсный отбор на предоставление федеральных грантов по лоту «Стартап в образовании». Программа «Образовательная модель мобильного обучения как способ индивидуализации образовательной деятельности» |
июнь 2017 |
участие |
Районный смотр-конкурс «Лучшая пришкольная территория ОУ» |
18.08.2017 |
2 место |
IV республиканский форум «Электронная школа» |
12.10.2017 |
победитель |
Районный спортивный фестиваль «Здоровье-2017» |
сентябрь 2017 |
2 место |
Профориентационный чемпионат Объединённой двигателестроительной корпорации «Построй карьеру в ОДК» |
Декабрь 2017 |
участие |
Районный фестиваль-конкурс «Битва талантов» |
Май 2018 |
2 место в номинации |
Участие педагогических работников в профессиональных конкурсах
Название профессионального конкурса |
Дата проведения |
Результат |
Районный смотр-конкурс «Лучшая пришкольная территория ОУ» |
18.08.2017 |
2 место |
Международный творческий конкурс для педагогов «Копилка педагогического мастерства» |
25.09.2017 |
1 место |
Международная олимпиада «GrammarNotions. Термины английской грамматики» |
27.09.2017 |
1 место |
Районный смотр-конкурс талантов художественного слова «Вдохновение» |
12.10.2017 |
2 место |
Международная олимпиада для учителей «Современные образовательные технологии» |
13.10.2017 |
участие |
Городской конкурс на лучшую организацию антинаркотической работы в номинации «Лучший социальный видеоролик» |
17.11.2017 |
3 место |
Всероссийский онлайн-урок в рамках проекта «ВОДА РОССИИ» |
14.11.2017 |
диплом |
Всероссийская олимпиада «Структура и особенности ЕГЭ по английскому языку» |
13.12.2017 |
1 место |
Всероссийский конкурс «Умната» блиц-олимпиада «Профилактика и коррекция девиантного поведения школьников» |
18.01.2018 |
лауреат |
Профессиональный конкурс-выставка творческих работ учителей ИЗО, посвящённого году экологии (выставочный зал МБОУ «Гимназия № 121») |
01.03.2018 |
участие |
IX Международный педагогический конкурс «Открытый урок» |
01.03.2018 |
1 место |
Районный конкурс «Педагогический дебют» |
18.04.2018 |
2 место |
Районный фестиваль-конкурс «Битва талантов» |
11.05.2018 |
2 место |
Педагоги МБОУ «Лицей № 68» приняли участие в 14 конкурсах от районного до международного уровня.
Сравнительный анализ участия педагогов в профессиональных конкурсах
Уровень |
2015-2016 учебный год |
2016-2017 учебный год |
2017-2018 учебный год |
Районный |
6 |
4 |
5 |
Городской |
4 |
3 |
2 |
Республиканский |
5 |
13 |
0 |
Российский |
4 |
13 |
3 |
Международный |
1 |
3 |
4 |
Итого |
20 |
36 |
14 |
Проведение семинаров, открытых уроков, методических недель и др. мероприятий
на базе МБОУ «Лицей № 68» в 2017-2018 учебном году
Тема |
Дата проведения |
Категория участников |
Республиканский семинар «Система психолого-педагогической поддержки саморазвития одарённых, мотивированных школьников» |
20.12.2017 |
Представители Центра развития одарённости школьников и БГПУ им. М. Акмуллы (Аллаяров З.А., Кашапова Л.М., Фатыхова Р.М., Мукмишина З.Р), учителя ОУ Республики Башкортостан: МБОУ Школа № 104, МБОУ «Ордена Дружбы народов гимназия №3», МАОУ «Гимназия № 16», МБОУ Лицей с. Толбазы, педагоги МБДОУ Детский сад № 262, МАДОУ Детский сад № 264 |
Творческий фестиваль |
27, 29.12.2017 |
учащиеся МБОУ «Лицей №68» |
Интеллектуальный марафон |
28.12.2017 |
учащиеся МБОУ «Лицей №68» |
Республиканский семинар «Реализация физико-математического профиля в МБОУ «Лицей №68» |
30.01.2018г. |
Ассоциированные школы Союза машиностроителей России |
Семинар сетевой инновационной площадки по работе с одарёнными детьми |
27.03.2018 |
Педагогический коллектив МБОУ «Лицей №68», Представители МБДОУ Детский сад № 262, МАДОУ Детский сад №264 |
Городской образовательный форум «Мобильная среда обучения: эффективный инструмент реализации ФГОС» |
27.03.2018 |
Учителя г. Уфа и Республики Башкортостан |
День науки и творчества |
07.04.2018 |
Участники образовательных отношений: учащиеся МБОУ «Лицей № 68», педагоги, родители |
Республиканский семинар по теме «Использование электронных учебников образовательной платформы LECTA» |
17.04.2018 |
Учителя г. Уфа и Республики Башкортостан |