• 68-2017-2
  • 68-2017-3
  • 68-5
  • 68-2017-4
  • 93

Опытно-экспериментальная деятельность

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА

Тема эксперимента: «Использование потенциала ИКТ в психолого-педагогическом сопровождении развития способностей и одарённости обучающихся в образовательном комплексе «детский сад – лицей».

 

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально определить программное обеспечение психолого-педагогического сопровождения развития способностей и одаренности обучающихся в образовательном комплексе «детский сад-лицей» с использованием ИКТ.

 

Объект исследования: система образования детей со способностями и одарённостью дошкольных образовательных учреждений Детский сад № 262, Детский сад № 264 и МБОУ «Лицей № 68» г. Уфа.

 

Предмет исследования: проверка эффективности педагогических условий использования потенциала ИКТ в психолого-педагогическом сопровождении развития способностей и одаренности обучающихся в образовательном комплексе «детский сад – лицей».

 

Гипотеза исследования: решение исследуемой проблемы будет успешным, если:

 

1.Разработать и экспериментально проверить эффективность программного обеспечения психолого-педагогического сопровождения развития способностей и одарённости детей в образовательном комплексе «детский сад-лицей» с использованием потенциала ИКТ;

 

2.Выявить и обосновать педагогические условия использования потенциала ИКТ в психолого-педагогическом сопровождении развития способностей и одарённости детей в образовательном комплексе «детский сад-лицей»:

 

-систематизировать методики психолого-педагогической диагностики и сопровождения процесса развития способностей и одарённости детей в образовательном комплексе «детский сад-лицей», усовершенствовать их на основе использования потенциала ИКТ;

 

-создать в образовательном комплексе «детский сад – лицей» развивающую образовательную среду для работы со способными и одарёнными детьми на основе применения потенциала информационно-компьютерных технологий;

 

-организовать деятельность коллектива педагогов по формированию и совершенствованию своих профессиональных компетенций, обеспечивающих успешное психолого-педагогическое сопровождение процесса выявления и развития способных и одарённых детей с использованием потенциала ИКТ.

 

Задачи исследования:

 

-разработать программное обеспечение психолого-педагогического сопровождения развития способностей и одаренности обучающихся в условиях образовательного комплекса «детский сад - лицей» с использованием потенциала ИКТ, укрепив для этого и учебно- материальную базу образовательных организаций;

 

-экспериментально проверить эффективность комплекса педагогических условий, обеспечивающих реализацию психолого-педагогического сопровождения развития способностей и одаренности обучающихся в образовательном комплексе «детский сад -лицей» с использованием ИКТ;

 

- организовать взаимодействие педагогов и родителей в образовательном комплексе «детский сад-лицей» путём просветительской работы и повышения квалификации в процессе психолого-педагогического сопровождения развития способностей и одаренности детей с использованием потенциала ИКТ.

 

Для решения поставленных задач в исследовании предполагается использование следующих методов:

 

-теоретические – изучение и анализ нормативных документов и психолого-педагогических трудов по теме исследования, учебных программ, учебно-методических пособий, диссертационных исследований, научной литературы, периодических изданий по педагогике и психологии, классификация и синтез, моделирование образовательного процесса;

 

-эмпирические – наблюдение, беседа, опрос, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий), методы математической обработки данных, компьютерные диагностические методики.

 

       Ожидаемые результаты исследования

 

       1.Создание системы применения ИКТ в психолого-педагогическом сопровождении развития способностей и одаренности обучающихся в образовательном комплексе «детский сад – лицей».

 

       2.Создание эффективного комплекса педагогических условий, обеспечивающих реализацию психолого-педагогического сопровождения развития способностей и одаренности обучающихся.

 

       3. Создана методическая сеть, и собран единый банк данных об обучающихся в заявленном образовательном комплексе для реализации психолого-педагогического сопровождения развития способностей и одаренности обучающихся.

 

       4.Разработка программного обеспечения, учебно-методических материалов и рекомендаций по информационному обеспечению системного психолого-педагогического сопровождения одарённых детей в образовательном комплексе «детский сад-лицей» на основе преемственности дошкольного и школьного образования.

 

Сроки эксперимента июнь 2016 – декабрь 2019 года.

 

I этап (июнь - декабрь 2016 года) – подготовительный: разработка развивающих компьютерных программ и тренажеров, адаптивных систем, мобильного, сетевого, автономного и смешанного обучения, дистанционных курсов; разработка программы информационного обеспечения психолого-педагогического сопровождения развития способностей и одаренности обучающихся;

 

II этап (январь – июнь 2017 года) - прогностический: разработка моделей реализации индивидуальных образовательных маршрутов в образовательных организациях по работе с одарёнными детьми;

 

III этап (июль 2017 - июнь 2018 года) – организационно -процессуальный: проведение опытно-экспериментальной работы, проведение количественного и качественного анализа полученных данных, проверка гипотезы исследования, формулирование выводов; создание системы поиска и диагностики одаренных детей с помощью ИКТ.

 

IV этап (июль 2018 – июнь 2019 года) – обобщающий: обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ результатов, корректировка гипотезы, систематизации и трансляции имеющегося опыта.

 

Состав участников эксперимента:

 

педагогический коллектив МБОУ «Лицей № 68», директор Валькова Галина Александровна,

 

педагогический коллектив МБДОУ Детский сад № 262, заведующийЦепляева Ирина Ефимовна,

 

педагогический коллектив МАДОУ Детский сад № 264, заведующийЧинаева Зиля Мансуровна.

 

Научный руководитель: Кашапова Л.М., д.п.н., профессор ФГБОУ ВО БГПУ им. М. Акмуллы.

 

База эксперимента:

 

1) МБОУ «Лицей № 68»,

 

2) МБДОУ Детский сад № 262,

 

3) МАДОУ Детский сад № 264.