Вокально-хоровая студия
Вокально-хоровая студия «Звонкие голоса»
Вокально-хоровая студия «Звонкие голоса» начала свою деятельность в 1983 году в СОШ № 68 (сегодня лицей) с приходом учителя музыки Салиховой Лилии Ахметовны.
В составе студии учащиеся 2-9 классов (солисты, вокальные группы, хоровой коллектив). У них у всех разное социальное положение, но их всех объединяет одно общее увлечение – любовь к пению. Здесь они учатся жить и работать в коллективе, уважать и помогать друг другу, применять полученные знания, умения и навыки на практике, радоваться своим победам и победам других.
Школьная хоровая студия – это особенный коллектив по составу, по учебному плану и количеству учебных часов; по принципу работы она так же сильно отличается от профессионального детского хора. В школьный хор, принимаются все желающие и «гудошники» в том числе. В хор приходят дети, которые любят музыку, и хотят научиться петь.
Ни одно важное мероприятие в лицее не проходит без участников вокальлно – хоровой студии, влюбленных в пение.
Воспитанники студии ежегодно принимают участие в различных конкурсах и фестивалях разного уровня: «Хоровая радуга», «Звездочки столицы Башкортостана», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Поколение NEXT» и др., занимая призовые места.
На сегодня в копилке хора «Звонкие голоса», солистов и вокальной группы, моей, как руководителя хорового коллектива грамоты и благодарственные письма Отдела образования Администрации Калининского района городского округа город Уфа РБ; Управления образования Администрации городского округа город Уфа РБ, Музыкальное общество РБ, Министерство культуры РФ.
В феврале 2013 года хоровой коллектив «Звонкие голоса» принимал участие во Всероссийской заочной вокально-хоровой ассамблеи «Canzoniere» и был награжден Дипломом Лауреата I степени, а работа Лилии Ахметовны была отмечена Благодарственным письмом за высокий профессионализм и педагогическое мастерство.
Коллектив вокально-хоровой студии «Звонкие голоса» живёт интересной и насыщенной жизнью!
За 30 лет юные певцы выступали не только в своей родной школе, но и на открытых площадках Уфы, во Дворцах и Домах культуры, в концертном зале Уфимского училища искусств, на сцене Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова.
Каждый концерт, каждое выступление – это своеобразный итог, веха на пути развития коллектива. И именно на таких концертах, когда предельно собрано внимание и певцы стремятся петь как можно лучше, происходят сдвиги в развитии коллектива, объединенного интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами совместных дел и переживаний.
После выступлений радостно видеть довольные лица детей и их светящиеся от восторга глаза. Они счастливы!
Музыкальный репертуар студии безграничен, от народных песен и образцов мировой и отечественной вокально – хоровой музыки до современных эстрадных композиций.
В своём коллективе юные певцы учатся не только красиво петь, но и приобщаются к сокровищницам духовной и художественной культуры.
В процессе изучения вокально-хоровой музыки учащиеся неоднократно приходили к выводу, что музыка помогает людям увидеть: красоту природы (А. Арутюнов «Весна», М. Валеев «Горный ручей»); нравственные отношения между людьми (А. Журбин «Парус дружбы», Ю. Антонов «Пусть вечным будет мир»); пробуждает представление о возвышенном (Дж. Каччини «Аве-Мария»), прекрасном (Е.Крылатов «Прекрасное-далеко»), наполняя жизнь оптимистическими смыслами (Ю. Юртова «Салям», И. Кюи «Майский день»). То есть музыка – могучее средство не только воспитания, но и самовоспитания.
Для современности сохраняют свое значение замечательные образцы культуры классической, в том числе и музыкальной. Это произведения П. Чайковского, Ф. Шуберта, В. Моцарта, И. Кюи, Д. Каччини, М. Мусоргского, И. Дунаевского, С. Рахманинова и других. А также произведения башкирских современных композиторов: Р. Газизова, С. Низамутдинова, С. Шагиахметовой, Р. Хасанова, Н. Даутова. Их значение исключительно велико потому, что в классической культуре идеалы и ценности выражены определенно и отчетливо. Классическая культура создала яркие и запоминающиеся образцы добра и зла, нравственности и безнравственности, красоты и безобразия. Именно поэтому подлинное искусство классики является незаменимым средством формирования духовно-нравственной культуры учащихся.
Одной из специфических особенностей хорового пения является возможность объединения в исполнительском процессе учащихся с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных. Это позволяет привлекать к творческой работе робких и неуверенных в себе детей. На основе хорового пения происходит интенсивное развитие музыкальных способностей детей, например, чистота интонирования в хоре развивается гораздо быстрее, чем на других занятиях. Это объясняется тем, что, во-первых, ребенок не испытывает смущения из-за внимания, направленного именно на него, и поэтому не скован в «поисках» верного тона; а во-вторых, дети, поющие чисто, настраивают на правильный тон фальшиво поющих. Таким образом, происходит воспитание чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.
Являясь самым доступным для всех активным видом музыкальной деятельности, носящим массовый характер, учитывающим различные возрастные категории, хоровое пение тем самым инициирует развитие музыкальной и общей культуры учащихся, которая в свою очередь выступает «духовно-нравственным ориентиром и критерием развития человека и цивилизации».
Сегодня выпускники вокально – хоровой студии при встрече произносят очень лестную фразу: «Хор – это яркая и интересная страница в нашей школьной жизни. Хор научил нас дружбе, сформировал как людей, приблизил к пониманию искусства». А сегодня в студии занимаются уже их дети.
Каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. А человека определяет и характеризует, прежде всего, его культура, которая является отражением его внутреннего мира – нравственности, духовности, кругозора, образованности и творческой активности.
Руководитель вокально-хоровой студии «Звонкие голоса»
Салихова Лилия Ахметовна
Отличник образования РБ. Учитель – мастер РБ.